Что такое социальная реклама? Фрагмент методического пособия

17 января 2018 года
Публикуем еще одну небольшую часть из первой главы методического пособия по оценке эффективности социальной рекламы. Перед самой оценкой важно разобраться в специфики объекта исследования и мы посвятили этому три раздела - общие принципы социальной рекламы, правовые основы и дискуссионные вопросы. Размещаем здесь предварительную версию первой части этой главы из методички. Читайте!

Общие принципы социальной рекламы

Перед тем, как рассмотреть понятие «Социальная реклама» с точки зрения федерального законодательства, посмотрим на это как на явление в рамках коммуникаций с одной стороны, и в рамках деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

С точки зрения коммуникаций – социальная реклама сохраняет и выполняет те же функции и характеристики, что и реклама в привычном для большинства понимании -  коммерческая.

То есть, социальная реклама это:

(1) сообщение (значимая для целевой аудитории мысль),

(2) упакованное в определенную языковую (аудио и визуальную) форму (текст, слоган, образ, метафора, сюжет ролика или интернет-кампании и т.д.),

(3) передаваемое через один или комплекс каналов (медиа)

(4) на постоянной основе (приставка «ре» - как обозначение повторения сообщения, или готового рекламного объекта (макета, ролика, слогана, промо-акции).

При этом сообщение в коммерческой рекламе может содержать прямой призыв к приобретению товара или услуги, а может обеспечивать решение имиджевых задач бренда или компании, даже без упоминания конкретных брендов или марок, в случае доминирования на рынке или открытии нового рынка.

Коммерческая реклама в настоящее время проходит многоэтапную оценку эффективности. Упрощенно это выглядит так:

На первом этапе, еще в рамках разработки рекламы, оценивается креативная стратегия. На основе маркетинговых исследований, анализа проблем и потребностей целевой аудитории, расположения образа товара в сознании аудитории в сравнении с другими предложениями, обеспечивается поиск и тестирование «инсайтов» - важных и понятных для целевой аудитории сообщений-открытий, и их последующей упаковки в близкие для людей сюжеты и образы. Этот этап оценки можно назвать оценкой коммуникативной эффективности рекламы.

На втором этапе, а часто в одновременном режиме, но еще до начала рекламной кампании, оценивается уже медиа-эффективность, то есть качество выбора каналов для трансляции сообщения конкретной целевой аудитории.

И только третьим этапом уже проводится оценка итоговой эффективности (но, как правило, в режиме контроля и коррекции проводимой кампании в режиме реального времени (мониторинг), если это позволяют медиа-каналы, например, созданные на базе сети интернет и мобильной связи).

Всё тоже самое касается и социальной рекламы. Никаких отличий от всего вышеописанного от коммерческой рекламы в социальной рекламе нет.

Поэтому можно отнести к «мифологии» популярные, к сожалению, но, ложные тезисы, что, мы надеемся, уже очевидно.

1.     Эффективность социальной рекламы нельзя оценить, «время покажет»

2.     У социальной рекламы нет конкретного объекта рекламирования – только абстрактные «ценности»

И, раз мы выделяем такое понятие как «социальная реклама», то значит, есть какие-то значимые особенности, иначе можно было бы сказать – «вся реклама социальна, ведь она адресована социуму, людям»

В чем же специфика социального рекламы?

Специфика социальной рекламы, в дополнение к уже имеющимся характеристикам традиционного понимания рекламы:

1.     Социальная реклама создается участниками некоммерческого, социального сектора экономики (СО НКО, инициативными группами граждан, социальными предприятиями (имеющими при этом иногда коммерческую форму собственности, добровольческими объединениями, в рамках благотворительных проектов коммерческих компаний, где последние выступают как спонсоры социальной рекламы), а также государственными органами и органами местного самоуправления, муниципальными органами и учреждениями.

2.     Социальная реклама всегда имеет четкую цель достижения изменений в как минимум на одном из трех уровней:

2.1.     Изменение представлений (например, жители города могут не знать о симптомах болезни, или способах помощи детям-сиротам, или возможностях, которые открываются благодаря благотворительному магазину, и так далее). То есть социальная реклама может решать задачу формирования представления о наличии решения для той или иной конкретной и актуальной социальной проблемы.

2.2.     Изменение отношения к проблеме и предлагаемым её решениям (например, демонстрация возможности изменить ситуацию в своем городе, районе или дворе благодаря поддержке ТОСа или СО НКО, возможности почувствовать причастность к большому и важному делу, которое делает СО НКО или социальный предприниматель, увидеть себя одним из героев, сторонников, добровольцев-волонтеров благотворительного проекта и так далее). То есть, социальная реклама может решать задачу формирования образа личной вовлеченности человека в решение социальной проблемы, например в формате – «я тоже могу», «это касается и меня», «это делают такие как я».

2.3.     Изменение моделей поведения в отношении своего соучастия в решении социальной проблемы (например, формирование образов и вариантов участия в добровольческом движении по защите прав социально-незащищенных граждан, или участии в благоустройстве территории своего города, или в сохранении скверов и парков в городах, или форм поддержки благотворительных фондов и так далее). То есть, социальная реклама предоставляет новые сюжеты и сценарии поведения в различных сложных социальных ситуациях и варианты совместного решения социальных проблем.

Таким образом, вторая важная характеристика социальной рекламы это то, что она всегда сообщает о решении социальной проблемы на необходимом (в результате анализа представлений, отношений и поведения целевой аудитории).

3.     Социальная реклама, в силу своей направленности на изменения отношения и поведения аудитории в отношении наиболее сложных и актуальных проблем, от которых может зависеть жизнь и судьба и отдельного человека и миллионов людей, требует и более ответственного отношения к прогнозу последствий и предотвращению различных побочных эффектов для различных целевых, а иногда и нецелевых аудиторий, оказавшихся включенными в информационное поле рекламы или являющихся потребителями тех же каналов коммуникации, что и целевая аудитория. Именно поэтому, вопрос оценки эффективности социальной рекламы, особенно экспертизы до начала кампаний является одним из ключевых и актуальных для СО НКО и других участников социальной сферы.

В данном методическом пособии мы постоянно будем обращаться к этим вопросам, а сейчас подведем краткий итог первой части главы.

Таким образом, социальная реклама – это:

·      Инструмент

·      Решения

·      социальной проблемы

·      на уровне представлений/отношения и поведения

·      через коммуникации (сообщения, их упаковку и размещение в медиаканалах целевой аудитории)

Продолжение следует :)